Главная страница / Образование / Обучающая Группа

 

Обучение психоанализу в Обучающей Группе (IPA Study Group)

 

Эти загадочные аббревиатуры появились на Российском психоаналитическом небосклоне примерно в 2005 году, когда несколько энтузиастов-психоаналитиков из Москвы, прошедших психоаналитический тренинг (обучение психоанализу) в разных странах зарубежья, объединили свои инициативы. Они решили создать в Москве, в которой к тому времени определился стойкий интерес к психоанализу, Институты, подобные Институтам Психоанализа других стран, с тем чтобы организовать обучающий процесс, который затем привел бы к созданию самостоятельных психоаналитических обществ.

Международная Психоаналитическая Ассоциация (МПА), заинтересованная в развитии психоаналитического движения и желающая противостоять искажениям психоанализа и его основных принципов, разработанных для лечения пациентов, организовала Комитет по Новым Группам, который в свою очередь направляет своих комиссаров в сообщества, нуждающиеся в поддержке МПА. Спонсорский Комитет (именно так называются комиссары из МПА), как правило 3 человека, имеющие статус тренинг-аналитика (обучающего аналитика), на добровольных началах берут на себя функции обучения психоанализу и наблюдения, приема и продвижения кандидатов и членов местных сообществ –  в данном случае Московской Группы Психоаналитиков (МГП). 3 иностранных тренинг-аналитика приезжают в Москву два раза в год с целью организации обучающего процесса. В их обязанности входит организация групповой работы, семинаров и клинических супервизий с целью контроля качества обучения и решения сложных и спорных вопросов, также касающихся обучения.

Кандидатом Обучающей Группы  (ОГ) гипотетически может стать любой желающий (совершеннолетний), имеющий базовое профильное образование – врач-психиатр, клинический психолог, психолог, социолог, педагог. Желающий вступить в Группу должен иметь намерение приобрести клинический опыт, а именно: получить профильное образование (психиатрия, медицинская или клиническая психология) и клиническую практику в больнице, поликлинике, социальных центрах или в центрах детского развития. Желающий вступить в Группу должен также иметь намерение пройти психоанализ у одного из психоаналитиков группы или у зарубежного тренинг-аналитика.

Каждый желающий должен обратиться к президенту МГП, секретарю МГП или к одному из членов руководства группы с тем, чтобы написать заявление и заполнить анкету. Прием в кандидаты осуществляется по результатам прохождения двух интервью с тренинговым комитетом. Руководство МГП оставляет за собой право отказа в приеме без объяснения причин.

Кандидаты начинают свой анализ по собственному выбору и добровольно, а обучение психоанализу в Обучающей Группе МПА зависит от решения Приемной Комиссии. Личный анализ, не менее четырех раз в неделю, является обязательным условием обучения в Группе.  В то же время наличие анализа, даже многолетнего, не является автоматическим правом на вступление в ОГ.

Обучение психоанализу организовано преподавателями – членами МГП, которым Спонсорский Комитет делегировал права на такое обучение: преподаватели МГП проводят образовательные семинары по одобренной Спонсорским Комитетом программе. Занятия проходят еженедельно: 1,5 часа теоретических семинаров, где рассматриваются работы З. Фрейда и его последователей и 1,5 часа клинических семинаров с групповыми супервизиями, где кандидаты поочередно представляют клинический материал, а также статьи современных авторов, клинической направленности.

За время обучения в Группе, кандидаты проходят еще два интервью, на сей раз с членами Спонсорского Комитета, которые проверяют и определяют образовательный уровень кандидата и его личностную готовность к проведению индивидуальной клинической работы под супервизией. Супервизором может быть либо зарубежный тренинг-аналитик, либо тренинг-аналитик МГП.

Нет никаких твердо закрепленных критериев, схем, по которым можно определить, в какой степени и через какое время тот или иной кандидат готов к индивидуальной работе или к завершению обучения, то есть, к обретению статуса психоаналитика. Можно услышать мнение, что для того, чтобы получить разрешение на первую супервизию, анализ должен длиться не менее двух лет; можно услышать другое мнение, что для того, чтобы было разрешение на вторую супервизию, нужно проработать с первым случаем под супервизией не менее 1,5 лет. Некоторые считают затраченные на психоанализ и супервизии часы и говорят, что есть определенное количество часов – и это является критерием. Отчасти правы и те, и другие. Но основным критерием является индивидуальная готовность и способность к внутренней интроспекции без регресса, эмпатии без слияния, стойкость к влияниям извне и изнутри (нейтральность) и следование основным этическим правилам психоаналитического лечения.

Может возникнуть законный вопрос: зачем тогда преодолевать такой долгий и сложный путь: несколько лет на кушетке, несколько лет систематического обучения, если нет никаких реальных сроков и гарантий?

Первое: путь психоаналитического обучения всегда доброволен, никто не вправе удерживать кандидата, если он хочет прекратить обучение или возобновить его в другой группе. Второе: общий стандарт обучения в Обучающей Группе высок и поэтому является затратным по времени, финансам и эмоциональным переживаниям. Третье: есть масса других возможностей обучаться психоанализу и работать в области психоаналитической психотерапии так же, как есть много возможностей, если вы музыкант или артист, играть в разных оркестрах и театрах, но есть Большой, а есть другие театры… Ваш выбор!